Думаем глобально,
действуем локально
Проект
«Гимназическая теплица – зеленая лаборатория»
На сегодняшний день наша страна заинтересована в частных подсобных хозяйствах, фермерстве, развитии малого предпринимательства, среднего и малого бизнеса, для этого предоставляются субсидии и гранты для открытия своего дела.
Проект направлен на создание «зеленой лаборатории» на базе гимназической теплицы с сопровождением ее работы научными сотрудниками Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Создаются условия для развития эколого-исследовательских и практических навыков местного населения и учащихся по выращиванию экологически чистой сельскохозяйственной продукции, в том числе в теплицах, предпринимательских умений по ведению собственного дела. Способствует «зеленому переходу» к повышению экономического потенциала региона через общественное участие и совершенствование уровня знаний занятых в растениеводстве среди местного населения.
Инициатива предусматривает создание экспериментальной теплицы по выращиванию цветочной и овощной рассады определённых сортов по новым технологиям, что повысит экономический потенциал региона и уровень занятых в растениеводстве среди местного населения.
Создание экспериментальной теплицы позволит не только познакомиться с передовыми технологиями по выращиванию рассады, но и поучаствовать в различных мастер-классах по изучению условий посадки и выращивания цветочной и овощной рассады, которые гарантируют хороший урожай.
Цели проекта:
Развитие познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, реализация знаний полученных на уроках для организации производства высококачественных, ранних овощных культур (лук, укроп, петрушка) и рассады овощей (перец, томат, баклажан, капуста), выращивание цветочной рассады в теплице, развитие предпринимательских навыков;
Способствует локализации целей устойчивого развития в Костюковичском районе: Цель устойчивого развития 13 Борьба с изменением климата; Цель устойчивого развития 7 Недорогостоящая и чистая энергия; Цель устойчивого развития 11 Устойчивые города и населенные пункты; Цель устойчивого развития 4 Качественное образование.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для формирования экологической культуры учащихся и местного населения, основ рационального ведения сельского хозяйства, комплексного благоустройства территории гимназии и городской среды.
2. Воспитывать трудолюбие учащихся, прививать трудовые умения и навыки.
3. Научить учащихся и желающих местных жителей выращивать рассаду в защищенном грунте.
4. Формирование у учащихся лидерских качеств и потребности заниматься общественно – полезным трудом, развивать предприимчивость при ведении личного хозяйства.
5. Создать условия для заработка денег при реализации рассады овощей и цветочных культур.
6. Создать условия для развития предпринимательских навыков.
7. Способствовать «зеленому переходу» к устойчивому росту в местном сообществе.
Целевые группы проекта: местное население, учащиеся гимназии и учреждений образования Костюковичского района.
Участники проекта: учителя по предметам естественно-научного цикла, учащиеся, родители, местные жители, организации коммунальной собственности, лесхоз.
Партнеры проекта:
Костюковичский районный исполнительный комитет;
Учреждение образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия»;
ГЛХУ «Костюковичский лесхоз»;
УКПП «Костюковичский жилкоммунхоз»,
Общественное объединение устойчивого развития «Гармония».
Введение
На базе учреждения образования «Костюковичская районная государственная гимназия» имеется пришкольный участок и теплица по выращиванию рассады овощной продукции и цветочных культур.
Площадь теплицы составляет 104,4 кв. м. Работают здесь учащиеся, учителя, помогает в период массового высаживания рассады, обслуживающий персонал. Производственная компания проходит круглый год. Рассада выращивается для обеспечения потребностей гимназии, а также местного населения. Цветочная рассада используется для озеленения не только территории гимназии, но и городской среды.
Глава 2
2.1. Основные направления деятельности гимназической теплицы
1. Образовательное.
2. Производственное.
3. Опытническо – исследовательское.
4. Природоохранное.
5. Просветительское.
1. Образовательное направление:
Включает в себя учебные предметы: биология, физика, география и трудовое обучение. Гимназическая теплица должна быть местом, где учащиеся, начиная с 5 класса, на конкретных примерах накапливают фактический материал биологического характера, приобретают практические навыки. Работа в теплице служит основой для глубокого и прочного усвоения различных практических навыков.
2.Производственно-экономическое направление:
Планируется производство продукции круглогодично:
- Выращивание зелени (лук, редис, салат), овощных культур;
- Выращивание рассады цветов;
- Выращивание цветочно – декоративных культур.
- Возможность реализации рассады для местного населения.
3. Опытническо – исследовательское направление:
- Изучение элементов микроклимата (температура воздуха, и почвы влажность и т.д.);
- Овладение методикой, режимом тепла, света, минерального и водно-воздушного питания;
- Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных культур;
- Агротехника возделывания растений;
- Проведение профилактических работ и борьба с вредителями и болезнями защищённого грунта.
4. Природоохранное направление:
- Системно реализуется через неукоснительное соблюдение культуры земледелия в теплице, проведение природоохранных мероприятий по сохранению почвы в теплице (очищение от остатков растений, внесение удобрений, заготовка компоста).
5. Просветительское:
- Разработка курса бесед о значении теплицы и особенностях выращивания растений в условиях защищенного грунта;
- Разработка экскурсий для учащихся и местного населения;
- Разработка буклетов о деятельности теплицы;
- Размещение информации о ходе реализации проекта на сайте учреждения.
2.2. Этапы проекта
1. Организационно – подготовительный.
- обсуждение идеи проекта на педагогическом совете;
- подготовка плана реализации;
- определение основных направлений деятельности;
- подготовка приказа по гимназии об организации проектной деятельности;
- распределение обязанностей между участниками проекта;
- благоустройство теплицы;
- завоз почвы;
- закупка сельскохозяйственного инвентаря;
- приобретение посадочного материала и семян цветов и овощных культур;
- распределение и закрепление отделов за классами;
- изготовление стенда для наглядной информации, заготовка табличек.
2. Практический.
- Посев семян цветочных, овощных, зеленных культур для рассады;
- уход за посевами;
- пикирование рассады;
- подготовка почвы, оформление клумб и вазонов на территории ОУ, прилегающей территории;
- высадка рассады в короба и клумбы;
- высадка в клумбы многолетников.
Высадка посадочного материала и посев семян овощных культур в закрытый грунт;
- уход за посадками (прополка, полив, рыхление, прореживание);
- реализация выращенной продукции (черенков, рассады);
- уборка теплицы, подготовка почвы к осенне-зимнему периоду;
- расширение посадочных площадей, посев семян зелени (редиса, лука, салата);
- создание «зимнего сада» в теплице, выращивание цветов на выгонку и срезку.
Проведение мероприятий по внедрению экологических мероприятий по эксплуатации теплицы.
4. Заключительный этап.
1. Анализ эффективности внедрения проекта.
2. Подготовка итогового отчёта о проделанной работе.
3. Обобщение и систематизация опыта реализации проекта.
4. Разработка методических рекомендаций по реализации проекта.
5. Поощрение участников реализации проекта.
2.3. Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Если теплица даст хорошие ожидаемые результаты, то в дальнейшем мы будем расширять ассортимент культур, и она будет использоваться как питомник для выращивания овощных культур, цветочно-декоративных культур с целью реализации выращенной нами продукции. Также это будет способствовать расширению зоны озеленения и благоустройства не только гимназической территории, но городской с предоставлением рассады местным коммунальным службам. При работе теплицы появится возможность дополнительно получать свежую зелень для витаминизированного питания детей круглый год. Экологические чистые продукты в меню учащихся и воспитанников будут способствовать укреплению их здоровья.
А также дети получат умения и навыки по выращиванию сельскохозяйственных овощных и цветочно-декоративных культур, по организации и проведению исследовательских работ. Полученные знания будут использовать в будущем. Освоение мероприятий по открытию своих бизнес производств по выращиванию рассады в закрытом грунте. Данное направления бизнеса будет способствовать экологическому сохранению.
В результате реализации продукции, выращенной в теплице, гимназии будет оказана финансовая помощь для поощрения лучших учащихся, занимающих призовые места на олимпиадах, конкурсах и конференциях. Часть вырученных денег пойдет на проведение школьных мероприятий и праздников, озеленение и благоустройства территории гимназии и города.
Целевые группы проекта должны знать:
параметры искусственного климата в условиях теплицы;
основные понятия овощеводства, растениеводства;
последовательность этапов агротехники, используемых при возделывании культурных растений в условиях защищенного грунта;
экологические аспекты выращивания овощных и цветочно-декоративных культур;
правила безопасной работы в условиях теплицы;
правила ведения бизнеса по выращиванию рассады цветочных и овощных культур.
Целевые группы проекта должны уметь:
поэтапно выполнять агротехнику;
работать ручными орудиями труда;
планировать и организовывать свою деятельность;
пользоваться интернет ресурсами с целью полу0чения информации о выращивании растений в условиях теплицы;
соблюдать правила безопасной работы в теплице;
выращивать овощную и цветочно-декоративную рассаду в условиях защищенного грунта.
2.4.Критерии оценки эффективности проекта:
- Положительная динамика уровня воспитанности и обученности привлеченных к работе учащихся.
- Расширение видового состава выращиваемых в теплице культур.
- Сформированность у обучающихся экологической культуры, культуры бережного отношения к окружающей природе.
- Формирование предприимчивости и основ предпринимательской деятельности.
Дальнейшее развитие проекта
- Благоустройство территории гимназии, детского сада, городской среды, городского сквера и парка (озеленение, эстетическое оформление клумб и бордюров).
- При хорошем урожае рассады цветочных культур безвозмездная передача для озеленения территории детского сада, спортивного комплекса и других территорий города.
3. Установка в теплице капельного полив.
Преимущества капельного полива:
1. Быстрое развитие корневой системы, т.к. вода поступает напрямую к корням или в непосредственной близости.
2. Защита растения, т.к. при поливе вода не попадает на листья растений, не обжигает на палящем солнце и не смывает препараты с обработанных кустов.
3. Экономия воды до 70 процентов, т.к. вода поступает напрямую к корням и испаряется сверху почвы.
4. Появляется больше свободного времени и сил, т.к. не нужно обходить всю теплицу с лейкой.
5. Нет переувлажнения грунта, благодаря чему корневая система имеет хорошую вентилируемость в течении всего роста растения.
6. Меньшее количество сорняков.
4. Установка светильников светодиодных линейных для растений
Светильник светодиодный тепличный ЛД-27 БИО предназначены для освещения теплиц и оранжерей. Тепличные светильники используются для досветки рассады и взрослых растений в постройках защищённого грунта, ведения светокультуры овощей и цветов, досветки украшающих растений в зимних садах и оранжереях. Способствует быстрым всходам растений и высокой урожайности за короткий срок.
Преимущества светодиодных светильников для освещения теплиц
1. Спектральный состав света, излучаемого светодиодными светильниками, максимально приближен к оптимальному, поэтому способствует здоровому росту и развитию растений, сокращению времени полного цикла развития растения и, как следствие, увеличению количества периодов плодоношения.
2. Направленное излучение светодиодов обеспечивает равномерное распределение светового потока по освещаемой поверхности, благодаря чему все выращиваемые под этими светильниками растения получают одинаковую порцию световой энергии вне зависимости от своего расположения: непосредственно под светильниками или между ними.
3. В процессе эксплуатации светильники ЛД-27 БИО выделяют минимальное количество тепла, что значительно упрощает поддержание требуемых климатических условий при выращивании растений.
4. В составе светодиодных светильников не содержатся вредных веществ, поэтому их утилизация не требует дополнительных расходов.
5. Cветодиодные светильники энергосберегающие и имеют срок службы более 10 лет, что делает их крайне привлекательными в экономическом плане.
Заключение
В ходе работы над проектом, мы поняли, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине: родному дому, селу, окружающим, растениям, живому миру.
Земля дает человеку все, но нужно уметь этим грамотно воспользоваться. У нас есть все возможности для того, чтобы воплощать свои мечты в жизнь, нужно только желание и трудолюбие.
Работая над созданием проекта «Гимназическая теплица – зеленая лаборатория» участники проекта учатся проектной деятельности и конструированию.
Мы надеемся, что начатая нами работа будет продолжена и в будущем. На примере школьной теплицы мы сможем содействовать и стимулировать участников проекта к созданию своего собственного дела, своего бизнеса.
На сегодняшний день наша страна заинтересована в частных подсобных хозяйствах, фермерстве, развитии малого предпринимательства, среднего и малого бизнеса, для этого предоставляются субсидии и гранты для открытия своего дела.